70 закулисных фактов о том, что происходило на съёмках культовых фильмов

«Не YouTub’ом единым…»

Если случайного зрителя вам мало, то стоит подойти к процессу более организованно. Купить всю необходимую технику можно (достаточный для съемок набор обойдется от 200 до 500 тысяч рублей в зависимости от требований), но гораздо чаще даже сами киношники берут необходимую аппаратуру в аренду. Подобных сервисов много, обойдемся без рекламы, все они устроены примерно одинаково.

Готовое кино с таким подходом захочется продвигать, для этих целей существуют фестивальные площадки. Онлайн-платформы, где вы можете зарегистрировать себя и свой фильм, а далее по огромному каталогу выбрать нужные фестивали и подать заявку. Есть множество бесплатных вариантов, но платных гораздо больше. Впрочем, успех и карьеру не гарантируют ни те ни другие. Если самостоятельно рассылать фильмы вам не хочется, эти же площадки обычно выступают агентами, и за сумму от 50 000 рублей за один короткометражный фильм будут продвигать вашу работу.

Для примера – одна площадка на английском языке FilmFreeway и одна на русском Festagent, но вариантов в интернете гораздо больше. Чем больше заявок вы отправите, тем больше шансов пройти.

Сценарий

Идея сформирована, но только в целом. Чтобы воплотить ее в жизнь, требуется сценарий. Это довольно сложное дело, требующее львиной части времени при организации съемок. Сценарий должен точно отображать, как снять фильм, – локации, планы, действия и реплики главных актеров, массовки. Любое отступление от сценария может полностью изменить впечатление от просмотра готового фильма или ролика.

Возьмите на себя инициативу и руководите съемочным процессом согласно плану, заявленному в сценарии

И даже если сценарий написан — не факт, что снятый фильм заинтересует потенциального зрителя, тем более, если предполагается его показ широкой аудитории. В первую очередь, он должен быть максимально реалистичным — захватывать с первых своих страниц, как хороший бестселлер.

«Таймкод» (2000)

В начале нового века ныне полузабытый британский режиссер Майк Фиггис задумал невероятный фильм-эксперимент. Развел четырех героев — кинопродюсера, его подругу, любовницу и любовницу любовницы — в разные концы Лос-Анджелеса, чтобы затем в режиме реального времени всего за 96 минут снять 96-минутный фильм «Таймкод». В финальной версии картины он поделил экран на четыре квадрата и пустил все четыре истории, каждая из которых снята единым кадром, параллельно. Магия картины Фиггиса в том, что она, конечно, выверена до секунды и устроена таким образом, что на протяжении всего сюжета истории не перебивают, а дополняют друг друга. В чем там дело и главное, чем этот сюжет заканчивается, рассказывать не будем, но если вы любите очень нестандартное, но при этом захватывающее кино, то поздравляем, вы его нашли.

Шаг 6: Съемка

Неужели мы таки дошли до этого этапа? Справедливости ради стоит сказать, что препродакшен всегда самая долгая часть процесса, поэтому оно и не удивительно. Однако до того, как первая хлопушка щелкнет и начнется сама съемка, тебе необходимо поработать над более экономным расположением киносцен. То есть постарайся сделать так, чтобы эпизоды в близких по географии локациях снимались в одно время, а сцены, требующие поездки за город, в другое. Конечно, хочется снимать фильм шаг за шагом по сценарию, но в наше время это непозволительная роскошь. В том же «Хоббите» сцены начала и финала у дома Бильбо, снимались в один день, чтобы сэкономить время и деньги.

В остальном, когда будет отснята первая сцена твоего фильма, переключай мозг с финансового режима на творческий и наслаждайся процессом. Плюсы в работе режиссера в том, что во время съемок он практически ничего не делает. Его главная задача — работа с актерами. Поскольку тебе придется иметь дело с новичками, которые, возможно, не видели столько фильмов, сколько видел ты, то тебе предстоит мудро, без скандалов, наставлять их на тот путь, который видишь ты. Еще раз повторим для закрепления: сами артисты потому кино и любят, что оно дарит им наслаждение. Это самый интересный период, и даже если ты снимаешь трагическую драму, команде необходимо радоваться и веселиться.

Если кастинг ты провел хорошо, то и проблем не будет. Но бывают моменты, когда актер в упор не понимает, куда развивается его герой и какие чувства он должен испытывать. Решать это нужно не на съемочной площадке, а заранее. Еще до начала съемок актерам и режиссеру нужно провести несколько собраний в неофициальной спокойной обстановке (на даче или в парке) и обсудить весь фильм и каждую роль в отдельности, со сценарием и карандашами на руках. Это обязательный этап, который еще больше сблизит вас и даст понять, что может получиться из этого сотрудничества.

Определиться с площадкой

От того, где именно ты будешь выкладывать свой контент, зависит формат видеоролика. Если хочешь продвинуться на платформе «ТикТока» — в кадре нужна как минимум симпатичная девушка и незамысловатый сюжет, который можно уместить в одну минуту. Для «Инстаграма» требуется придумать стильный визуальный ряд и интересную подпись, а чтобы попасть в топы YouТube — придется постараться и придумать что-то выдающееся, например интернет-сериал. Конечно, если поместить в кадр известную личность, просмотров будет больше. Но нужно понимать, что, если идея сама по себе неинтересна и не нова, смотреть этот ролик дольше двух секунд будет только твои мама и бабушка. Или пара друзей, которым ты скинешь видео.

Шаг 2: Сбор средств и планирование

Мы намеренно исключим вариант с внезапным наследством, которое и сподвигло тебя снять фильм. Сейчас всё делается очень просто благодаря краудфандингу – добровольному сбору средств. Тебе, как новичку, в этом смысле будет одновременно и трудно, и легко. Легко, потому что тебя никто не знает, и ты не успел снять кучу отвратительных фильмов — Уве Болл три раза пытался собрать таким образом средства на новый проект, но потом плюнул и послал всех. Сложно, потому что тебя никто не знает — кто ты такой, и стоит ли тебе доверять сотни тысяч рублей.

Если за плечами нет даже захудалой короткометражки, вся надежда на сюжет будущего фильма, поэтому распиши его так, чтобы и народ увлечь, и интригу сохранить. Расскажи о том, в каких местах собираешься снимать (а лучше покажи), предоставь зарисовки (а точнее, «концепты»), напиши, на что ты потратишь бюджет. Вот это самое сложное в препродакшене, поскольку, не имея опыта, начинать финансовое планирование фильма очень затруднительно. Но без этого никак, так что соберись, возьми еще одну тетрадочку и безлимитный интернет и начинай фиксировать все возможные и невозможные траты. Тебе точно понадобятся деньги на: команду, локации и реквизит, съемочную технику, а также содержание (еда, транспорт, аренда помещения) и рекламу.

Дабы после окончания подсчетов у тебя еще остался запал, внесем толику обнадеживающих примеров. Фильм ужасов «Паранормальное явление» был снят в стиле «псевдодокументалки» и не претендовал на высокое художество, но при бюджете в 10 тысяч долларов собрал 200 миллионов. А первый «Безумный Макс» — культовый боевик, собравший в 1979 году 100 миллионов, был снят за 400 тысяч. Конечно, не стоит забывать, что они были глотком свежего воздуха в застоявшемся жанре, но, может, и твой сценарий станет чем-то революционным. Да и вообще, первый твой проект будет стопроцентно независимым, а тут иное отношение к бюджету. Мастер independent movie Джон Кассаветис говорил: «Чтобы снять фильм, нужно испытывать искреннее пренебрежение к деньгам». Рекомендуем прислушаться к его мнению.

До слез

В «Реквиеме по мечте» есть сцена, в которой Эллен Бернстин произносит страстный монолог о том, как ужасно и больно стареть (за эту сцену актрису номинировали на лучшую женскую роль). В отличие от остального фильма, где каждый кадр очень тщательно спланирован и оформлен, во время этого монолога камера дрожит и едет в сторону.

Режиссер Даррен Аронофски устроил страшный скандал облажавшемуся оператору, потому что Эллен Бернстин сыграла потрясающе. Как выяснилось, съемка была сорвана, потому что оператор был настолько тронут игрой Бернстин, что расплакался: он не мог держать камеру неподвижно, почти ничего не видел из-за слез. И хотя эта сцена первоначально была вырезана, в результате в фильм она вошла.

Визуализация

Этот момент нельзя не отметить вниманием, рассказывая о том, как снимать кино принято в Голливуде. Итак, на площадке всегда присутствует оператор-постановщик

Он отвечает за то, насколько «красивой» получается картинка. Именно он придаёт каждому кадру визуальный стиль и атмосферу, используя свои знания, касающиеся методов освещений, типов камер, ракурсов, объективов, фото-эмульсий и т. д.

Также в состав съёмочный группы должен входить художник-концептуалист. На его плечах лежит задача сделать раскадровку. Это – серия эскизов, используемая для иллюстрирования сценария. Концептуалист создаёт на бумаге для режиссёра планы сцен, которые описаны в литературной основе, включающие декорации и реквизиты. Иначе говоря, это – набросок того, как всё должно быть во время съёмки. Режиссер, сценарист, главный оператор, декорационно-художественное подразделение – все они работают с концептуалистом в тандеме.

Также на площадке присутствует художник-постановщик, руководящий оформлением съёмочной площадки. На его плечах лежат задачи по подготовке фона, костюма и декораций. Худ.руководитель работает под его надзором – он контролирует работу групп художников и декораторов. Но это ещё не весь состав. Художник по декорациям (нередко являющийся архитектором по образованию) составляет планы и приложения по материалам, необходимые для строительства того, что понадобится для съёмок. Возводятся лишь те объекты и элементы, которые могут попасть в объектив (имеются в виду размеры). Далее все планы согласовываются с режиссером, и передаются плотникам, которые и строят декорации.

Ещё есть декоратор сцены и его ассистент. Они оформляют интерьер помещения, находят нужные предметы для создания атмосферы, и расставляют их так, чтобы всё выглядело натурально. Даже если планируется создать убежище анахорета.

Администраторская работа

Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.

Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.

Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.

У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.

Что используют для создания спецэффектов

Зеленый фон для съемки кино

Главным инструментом того, кто занимается спецэффектами, является правильный фон. Все знают про хромакей, который натягивается за актерами, чтобы его потом было легко заменить на любой другой фон. В основном используются яркие цвета – оттенки, которые не присутствуют в одежде актеров или цвете их грима. В основном снимают на зеленом, синем или красном фоне. Последний используется только для костюмированных сцен, так как кожа человека сама имеет красные оттенки. И замещать такой фон будет очень сложно.

Если что, это голова дракона. Потом его дорисуют.

В ткань цвета фона иногда одевают и ассистентов съемок, которые бегают в кадре и помогают что-то делать. Например, они могут придерживать страховку каскадера или придвигать такие же ”хромакейные” ящики, если герой прыгает по скалам. Монтажер потом сведет все воедино и картинка будет выглядеть очень реалистично, а лишние люди в кадре будут просто незаметны.

Иногда они наоборот должны быть в кадре, но не целиком. Так, например, снимали некоторых персонажей фильма ”Алиса в стране чудес”. Они были одеты так, чтобы их потом было проще обработать. Отметки на их костюмах тоже являются обычным делом, чтобы проще было отследить движение персонажей и сделать графику объемной.

Эти двое потом станут персонажами.

Куклы в кино

Широко используются в кино и куклы. Они могут быть полноразмерными, масштабными или вообще не полными. Например, в фильме ”Книга джунглей” Маугли обнимал Багиру, но это была только ее голова, которая потом была дорисована.

Пока только голова, потом это станет полноценной сценой.

Все помнят, как во второй части Терминатора Т-1000 качался на фоне расплавленного металла, когда его разорвало взрывом. В этой сцене использовалась силиконовая кукла, которая была частично моторизована. Если присмотреться, лицо актера угадывается очень условно.

Эту сцену помнят все.

Джейсон Кемерон, который снимал Терминатора вообще не очень любил анимацию и графику, которая в то время уже зарождалась, а предпочитал натуральные съемки. Кроме этого, бюджет первой части легендарного фильма был настолько мал, что денег на графику просто не было и приходилось выкручиваться.

Например, во время сцены взрыва грузовика в кадре разнесло макет в масштабе, который сделали из подручных средств. В кадр он заезжал на тросе. А в сцене, где терминатора раздавило прессом и у него двигалась рука, ее собрали из металлолома с простейшими приводами. Многие даже утверждают, что решение снимать сцену именно так было принято буквально на съемочной площадке и ее не было в сценарии. Нарисованными в той сцене были только молнии.

Позже Кэмерон часто старался избегать графики, когда это было можно. Например в фильме ”Правдивая ложь” сцена на мосту, когда его взрывали ракетами, выпущенными с истребителя, была полностью снята в реальности. Для этого на берегу залива построили макет моста и, ходя по пояс в воде, съемочная группа подгоняла сцену. Даже взрыв грузовика при падении не был ”нарисован”.

Этот мост взрывали не по-настоящему.

Рирпроекция

При съемке в ”движущейся” машине часто используется именно рирпроекция, когда на фоне мелькает заранее снятый город или загородное шоссе. Сама машина раскачивается ассистентами или специальным вибростендом. Для того, чтобы не было мерцания, проектор синхронизируется с работой камеры.

Большим любителем реализма является и Кристофер Нолан. Он даже Интерстеллар снял без графики. Все было построено в виде макетов, включая плоских шагающих роботов. ”Дорисовки” можно сосчитать по пальцам. Например, в конце, когда главный герой летал между бесконечными книжными полками. Для этой съемки выстроили огромную декорацию высотой несколько этажей, а на компьютере просто визуально продлили картинку до бесконечности.

Эту сцену снимали в настоящих декорациях.

Список к просмотру No1. Великие

Наше руководство по обязательному внимательному исследовательскому просмотру.

Альфред Хичкок, 1958

В фильме ярко выражены одержимость режиссера деталями и гибельная сила красоты на экране: триллер, снятый в Сан-Франциско, показывает историю болезненной страсти героя Джеймса Стюарта к героине Ким Новак.

Орсон Уэллс, 1941

Этот фильм, ставший звездным дебютом режиссера, повествует о медиамагнате, погубленном амбициями, и показывает искусную работу молодого мастера, в каждой захватывающей сцене изобретающего новые хитрости. Уникальная форма идеально служит содержанию.

Дзига Вертов, 1929

Этот выразительный экспериментальный документальный фильм демонстрирует повседневную жизнь в разных советских городах и служит отличным примером того, что фильмы не должны рассказывать обычные истории.

Стэнли Кубрик, 1968

Плоды новаторства и скрупулезное внимание к деталям проявляются в каждом кадре поразительного космического творения Кубрика о межгалактических исследователях, которые отправляются к самому пределу человеческого существования

Жан Ренуар, 1939

Сатира Ренуара, разворачивающаяся в шикарном загородном поместье, показывает, как работать с большим коллективом актеров. Жизни сплетаются и складываются в широкую, язвительную картину периода застоя во Франции 1930-х годов.

Элементы: предварительный просмотр

Для примера, давайте возьмем день из жизни Джино Конти работающего в местной парикмахерской. Пройдем через шаги по созданию документального рассказа, с тем чтобы мы узнали, что нам предстоит снимать.

Перед тем как принять решение о том, где именно разместить нашу камеру, вот краткое напоминание о том, что элементы сюжета как правило выполняются в традициях, характерных для публицистического документального повествования.

  • Реальность: Сделать сырые кадры реальных людей, которые говорят и делают реальные вещи в реальных ситуациях, события, выступления и т.д.
  • Интервью: реальные люди говорят о себе и о других. Все это должно быть про вашу центральную тему.
  • Видеоряд: отснять места и вещи чтобы показать мир вашей истории, который окружает ваших персонажей.
  • Графика: текст, анимация, фото, искусство, карты в архиве (иллюстрируют историю).
  • Закадровый текст, озвучка: выбрать аудио из отснятого материала, чтобы наложить его поверх других кадров.
  • Повествование: даёт контекст, фон и дополнительную информацию; соединяет информационные сегменты или сюжетные главы.
  • Контекст: историческая справка, фон и последняя актуальная информация по теме / проблеме.
  • Музыка: оригинальная музыка лучше всего.

Создаем список

Любой фильм, будь это документальный или художественный – это рассказ истории при помощи видео кадров. Проведение исследований в местных архивах может дать информацию, которая поможет вам при проведении вашей съемки.

В нашем примере, «один день из жизни Джино Конти в парикмахерской», можно начать своё исследование с помощью предварительного интервью парикмахеров, с которыми он вместе работает. Это должно дать нам много информации о самом месте, и людях, которые в нём работают. А также направить нас к другим источникам.

Когда вы разговариваете с вашими источниками информации, спрашивайте у них разрешение на съемку их в реальной обстановке. Спросите у парикмахеров что для них лучше, снимать их  дома или на работе. Будут ли они участвовать в предстоящих съёмках.

Исследование означает сбор исторической и справочной информации для нашей темы, с тем чтобы наш зритель мог понять, вокруг чего происходит наша история.

Документальный фильм является визуальным рассказом. Поднимите местный архив для того чтобы узнать о парикмахерской, соберите фотографии, газетные вырезки, а также видео и радио  программы связанные с вашей темой. Попросите у участников личные фотографии и домашнее видео, связанное с парикмахерской.

Составьте список. По нему вы будете проверять, что именно вы собираетесь снимать. И по нему вы поймете, что именно вам надо исследовать. Вот теперь вы готовы к четкому формулированию вашей истории.

Подобрать костюмы и реквизит

Яркие костюмы, стильное оформление кадра — это то, что удерживает внимание зрителя. Однако кадр, пестрящий яркими цветами, не гарантирует большое количество лайков

Обилие цветов перегрузит кадр, и в итоге эффект получится обратный.

К костюмам и реквизиту стоит подойти со вкусом. Можно попросить поучаствовать в проекте знакомую, которая хорошо разбирается в моде, а можно привлечь художника по костюмам и реквизиту за круглую сумму — выбор за тобой. В обязанности ответственного за реквизит будет входить создание цветовой концепции видеоролика, поиск и подбор костюмов, а также доставка костюмов на съемочную площадку.

Головокружительная карьера плотника Форда

Когда Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас (близкие друзья и коллеги по кинопроизводству) планировали фильм «Апокалипсис сегодня» (изначально его режиссером должен был быть Лукас), они дали небольшую роль своему плотнику Харрисону Форду в обмен на работу – он смастерил стол для офиса Копполы. За несколько лет до этого Форд таким же способом получил роль в фильме Лукаса «Американские граффити».

Во время кастинга на «Звездные войны» Лукасу нужен был кто-то, кто подавал бы реплики за Хана Соло, пока актер пробовался на роль Люка. Он попросил сделать это Форда, и Харрисона безоговорочно утвердили на роль (между прочим, «за бортом» в тот раз остался Курт Рассел).

Режиссёр

Это – глава, руководитель съёмочной группы. Именно он отвечает за сценическую и художественную составляющие фильма.

Первая задача режиссёра заключается в определении главной мысли киноленты. Два важных вопроса, на которые он обязан дать ответ – что он хочет сказать зрителям, и что они должны понять?

Затем режиссёр определяет общий художественный стиль киноленты. Впрочем, обычно это даже в отдельный этап не выносится. У хорошего режиссёра он и так выработан. Самый яркий пример современности – Квентин Тарантино. В своих фильмах он часто обращается к забытым, непопулярным жанрам. «Убить Билла», например, является настоящим самурайским кино. «Доказательство смерти» — это натуральный эксплотейшн 70-х. В «Джанго» прослеживаются особенности вестерна. Ещё в фильмах Квентина нередок чёрный красивый юмор и оправданная жестокость. Фирменная съёмка снизу, беседа героя перед зеркалом, женские стопы крупным планом, эпизоды в туалете… Изюминок у Квентина немало. Во многом они определяют стиль фильма. И у хорошего режиссёра, как и у него, все эти особенности приходятся как нельзя кстати, поскольку они применены в соответствии с жанром и тематикой.

Но стоит вернуться к обязанностям режиссёра. Помимо перечисленного, он должен реализовать сценарий, воплотить его в жизнь, и на протяжении всех съёмок руководить процессом и актёрами. В общем, в его обязанности входит буквально всё – начиная от руководства работой кинооператоров и заканчивая монтажом.

Шаг 7: Монтаж

Ах, как хорошо было бы, смонтируйся фильм сам, да сразу в таком виде, как ты и хотел. Никаких мучений вроде «а стоит ли вырезать этот эпизод?», «а как бы добавить здесь драматизма?», «может перенести этот момент из конца в начало?». Глупо полагать, что с окончанием съемок кинолента практически готова. Хороший монтаж сделал из «Социальной сети» первоклассный оскароносный триллер, а для Гая Ричи вообще стал узнаваемой любым киноманом фишкой. Это как повторное создание фильма, только сначала для этого нужны были камера и актеры, а теперь — ползунки и «ножницы».

Возвращаясь к пункту 3, напомним, что если ты хочешь скорый и качественный результат, заранее найди хорошего монтажера. Вместе с ним вы проведете не одну неделю, слепляя из сырого материала нечто вкусное и готовое к употреблению. 

«Я его слепила из того, что было…»

Самый бюджетный и наиболее простой способ – это взять все технические средства, которыми обладаете, и использовать их для съемок. Вряд ли у вас нет фотоаппарата, который способен выдать HD-картинку, а этого вполне хватает для авторского кино, не начинайте горевать о 4К, это бессмысленно.

Хорошо, фотоаппарата нет, но телефон-то уж имеется! Да, это больше не удивляет – снять кино можно на телефон, даже полнометражное. Есть ряд кинофестивалей, которые специализируются только на такого рода кино. Выберете хорошее освещение, придумайте сильную идею, и телефон не испортит ваше произведение. Для вдохновения – по ссылкам несколько фильмов, снятых полностью на смартфон.

«Снег, Пар, Железо» (Snow Steam Iron), режиссёр Зак Снайдер, 2017 год

«Олив» (Olive), Хооман Халили, 2011 год

Когда ваш фильм будет готов, вы можете разместить его на Vimeo или YouTube. Толку от этого мало, но желание высказаться реализовано!

Заключение

Напоследок хотелось бы уточнить пару моментов. Если вы желаете неплохо заработать на своём документальном фильме, то выложите его на популярном видеохостинге YouTube. Данный хостинг тесно связан с социальными сетями и различными и интернет-изданиями. Именно с их помощью вы можете заинтересовать довольно широкую аудиторию. Кроме того, и на самом ютюбе есть возможность монетизации и рекламной интеграции, что позволит вам дальше заниматься съемками.

Самое важное — это то, что вы моментально получите комментарии от зрителей и мнение общества о своём проекте. Ведь без этого просто невозможно понять, насколько удачным получился ваш эксперимент

Теперь вы знаете, что такое документальный фильм. Для его создания вам потребуется идея, сценарий, актеры и, конечно, хороший видеоредактор. Скачивайте программу для обработки видео и без проблем повышайте качество своих записей. Работайте над звуком, эффектами, заменяйте фон у видео. ВидеоМОНТАЖ — это идеальный вариант для работы с документальным кинопроектом, который позволит вывести его на качественно новый уровень.

Cохраните себе статью, чтобы не потерять:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector